Консультация дня
Предотвращение обводнения скважинВсе консультации

Являются ли мероприятия по предотвращению обводнения скважин нарушением?

Вопрос:

Для предотвращения обводнения скважин и затопления территории ливневыми и талыми водами, предприятие было вынуждено выкопать дренажную канаву по периметру пром. площадки за забором на земле не принадлежащей предприятию со сбором в трубу и отводом на рельеф по естественному уклону местности ниже пром. площадки.

Являются ли данные мероприятия нарушением действующего законодательства и если да, то какие разрешительные документы необходимо получить.

Ответ:

На сегодняшний день в отношении сброса сточных вод на водосборную площадь (рельеф) имеет место пробел в законодательстве РФ.

Несмотря на то, что нормативными правовыми актами сброс на рельеф не запрещен, узаконить такой вид сброса (разработать проект НДС и получить разрешение на сброс) не представляется возможным.

На сегодняшний день нельзя точно сказать, будут ли приняты проекты нормативных актов, направленных на регулирование сброса на рельеф (такие проекты есть, но существуют уже много лет и до сих пор не приняты), или такой вид сброса полностью будет запрещен.

Конкретных санкций за данный вид сброса не установлено. Возможно привлечение к ответственности по одной из статей гл.8 КоАП РФ.

Так же в связи с тем, что сброс осуществляется на участок рельефа местности, на который у предприятия нет прав собственности или пользования, возможно привлечение к ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ.

Обоснование:

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" дано определение термину:

нормативы допустимых сбросов (НДС) - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.

На сегодняшний день в действующем законодательстве нет документов регламентирующих расчет сбросов на рельеф местности и порядка утверждения нормативов допустимого воздействия в отношении такого сброса и, следовательно, отсутствует возможность выдать соответствующее разрешение на сброс.

Органы Росприроднадзора настаивают на том, чтобы при внесении платы за сброс на рельеф применялся повышающий коэффициент 5 и нормативы платы за сброс в водные объекты, установленные для расчета платы по сверхлимиту, несмотря на то, что сброс на рельеф неправомерно приравнивается к сбросу в водный объект.

В Письме Росприроднадзора от 20.02.2014 г. N СН-08-02-31/2469 "Об установлении нормативов допустимых сбросов веществ на водосборные площади" сообщается, что в связи с отсутствием нормативно-правового регулирования территориальные органы Росприроднадзора не выдают разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов на водосборные площади.

Законопослушные хозяйствующие субъекты обращались в территориальные органы Росприроднадзора для получения разрешения на такой вид сброса, но поскольку сброс на рельеф не урегулирован ни одним нормативным правовым актом, получали отказ, а зачастую и требование о прекращении сброса. Данная позиция подтверждается в Письме Росприроднадзора от 18.11.2014 г. N СМ-08-02-32/18383. Но поскольку пока нормативными правовыми актами сброс на рельеф не запрещен, Росприроднадзор не смог указать конкретную санкцию, и сослался на всю гл.8 КоАП РФ.

Если проанализировать КоАП РФ, можно выделить несколько статей, по которым на предприятия может быть наложена административная ответственность в случае осуществления сброса на рельеф.

Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа (ст.8.1 КоАП РФ):

  • на граждан - от 1 000 до 2 000 руб.;
  • на должностных лиц - от 2 000 до 5 000 руб.;
  • на юридических лиц - от 20 000 до 100 000 руб.

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 и 3 ст.8.8 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа (ч.1 ст.8.8 КоАП РФ):

  • в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 10 000 руб.; на должностных лиц - от 1 до 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 000 руб.; на юридических лиц - от 1,5 до 2 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 000 руб.;
  • в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 10 000 до 20 000 руб.; на должностных лиц - от 20 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 руб.

Кроме того в Вашем случае имело место строительство дренажной канавы и трубы водоотвода на территории не принадлежащей предприятию и отводом сточных вод на рельеф за пределами территории предприятия, может быть расценено как самовольное использование земельного участка, что грозит привлечением к ответственности в соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ.

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа (ст. 7.1 КоАП РФ):

  • в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 10 000 руб.; на должностных лиц - от 1,5 до 2 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 000 руб.; на юридических лиц - от 2 до 3 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 000 руб.;
  • в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 5 000 до 10 000 руб.; на должностных лиц - от 20 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 руб.

Кузьмин Илья Дмитриевич

Эколог-эксперт ГК"Браво Софт", г.Н.Новгород

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Техэксперт: Стройэксперт» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.