Возможна ли утилизация отходов II класса опасности не через федерального оператора?
Вопрос:
Предприятие имеет лицензию на утилизацию отходов II класса опасности.
Можно ли прямым договором (не через федерального оператора) с отходообразователями получать отходы на утилизацию?
Ответ:
Нет, с 01.03.2022 обращение с отходами I и II класса опасности осуществляется через федерального оператора.
Более подробно в обосновании.
Обоснование:
Хозяйствующие субъекты, в результате деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами (п.1 ст.14_4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ):
- самостоятельно, при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности;
- путем передачи данных отходов федеральному оператору по обращению с отходами I и II классов опасности (далее - федеральный оператор) на основании договоров на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.
Хозяйствующие субъекты, в результате деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и не имеющие собственных объектов по обращению с такими отходами, не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором (п.3 ст.14_4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
При этом, федеральный оператор осуществляет в том числе деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности (далее - оператор) на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности (п.1 ст.14_1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Оператор - это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые осуществляют деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности, полученными от хозяйствующих субъектов, и имеют лицензии на деятельность по обращению с отходами I-IV классов опасности в отношении работ с отходами I и II классов опасности (ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Кроме того, в целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности создается федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее - ФГИС ОПВК), которая содержит информацию об отходах I и II классов опасности, необходимую для корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, и иную предусмотренную законодательством РФ информацию (п.1 ст.14_3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Следовательно, для того чтобы стать оператором необходимы:
- соответствующая лицензия;
- регистрация в ФГИС ОПВК;
- заключить договор с федеральным оператором в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Положения об обязанности заключения договоров с федеральным оператором применяются с 01.03.2022 года (п.2 ст.3 Федерального закона от 26.07.2019 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Федеральный закон от 26.07.2019 N 225-ФЗ)).
Договоры между хозяйствующими субъектами, в результате деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и хозяйствующими субъектами, имеющими лицензии на деятельность по обращению с отходами I - IV классов опасности, предметом которых является обращение с отходами I и II классов опасности и которые заключены до 25.09.2019, действуют с 01.03.2022 года, если меньший срок не предусмотрен такими договорами (п.3 ст.3 Федерального закона от 26.07.2019 N 225-ФЗ).
Полагаем, что п.3 ст.3 Федерального закона от 26.07.2019 N 225-ФЗ следует понимать следующим образом: договоры, заключенные до 25.09.2019 со специализированными организациями, имеющими лицензию на право обращения с отходами I, II классово опасности, будут легитимны на уровне договоров, заключенных хозяйствующим субъектом напрямую с федеральным оператором и, если у данной специализированной организации заключен партнерский договор с федеральным оператором.
Также стоит отметить, что в данную норму закона планируется внести изменения, а именно установить, что ранее заключенные договоры по обращению с отходами I, II классов опасности действуют до 01.03.2022, если меньший срок не предусмотрен такими договорами (Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Однако на сегодняшний день проект не утвержден и носит лишь информационный характер.
Кроме того, на сайте федерального оператора в блоке "Часто задаваемые вопросы" указано, что ранее заключенные договоры, предметом которых является обращение с отходами I и II классов опасности, действуют до 01.03.2022.
Таким образом, с 01.03.2022 года договоры на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности необходимо заключать с федеральным оператором, в том числе и предприятиям, осуществляющим утилизацию отходов I и II класса опасности.
Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Бабикова Юлия Аркадьевна
Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Техэксперт» в рамках стандарта обслуживания.
Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.