Консультация дня
Стоянки для инвалидов выделяются на всех стоянках общего пользованияВсе консультации

Стоянки для инвалидов выделяются на всех стоянках общего пользования

Стоянки для инвалидов выделяются на всех стоянках общего пользования

Вопрос:

Раннее в НГПГО - муниципального образования "город Екатеринбург" от 2015 года (пункт 43) для жилого дома было деление мест хранения автомобилей:

  • для постоянного хранения автомобилей жителей (80%);
  • для временного хранения автомобилей (20%).

В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для гостевых автостоянок жилых домов разрывы не устанавливаются.

В соответствии с СП 59.1330.2016 (пункт 5.2.1) - На стоянке (парковке) транспортных средств личного пользования, расположенной на участке около здания организации сферы услуг или внутри этого здания, следует выделять 10% машино-мест (но не менее одного места) для людей с инвалидностью, в том числе количество специализированных расширенных машино-мест для транспортных средств инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, определять расчетом. Расчет выполнялся от машиномест для гостевого хранения, не требующего соблюдения санитарного разрыва.

В соответствии с НГПГО - муниципального образования "город Екатеринбург" от 2021 года - для жилого дома нет деления на автопарковки для постоянного хранения автомобилей жителей (80%) и автопарковки временного (гостевого) хранения автомобилей жителей (20% не требующих соблюдения разрыва). Следовательно, все парковки по расчету - для постоянного хранения и требуют соблюдения разрыва до окон домов и до территории площадок для отдыха, игр и спорта, детских - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, таблица 7.1.1.

В соответствии с СП 59.1330.2020 (пункт 5.2.1) - парковки для МГН считаются от общего количества парковок.

Если в соответствии с НГПГО от 2021 года все парковки для постоянного хранения, следовательно парковки для МГН становятся тоже только парковками для постоянного хранения и от них необходимо предусматривать разрыва в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, таблица 7.1.1.

Если участок небольшой, то санитарный разрыв от парковок перекрывает всю территорию.

Для жилых домов теперь не предусматривать гостевые автостоянки? Только для постоянного хранения, исходя из НГПГО?

И как быть с автостоянками для МГН - они все для постоянного хранения становятся?

Ответ:

Устройство гостевых автостоянок рекомендуется, но не является обязательным.

Стоянки для инвалидов, в том числе для транспорта инвалидов на кресле-коляске, выделяются на всех стоянках общего пользования (независимо постоянного или временного хранения).

Обоснование:

В соответствии с п.11.31 СП 42.13330.2016 требуемое число машино-мест для хранения и паркования легковых автомобилей следует принимать в соответствии с требованиями настоящего свода правил (таблица 11.8 и приложение Ж). При наличии РНГП следует руководствоваться приведенными в них нормативными показателями.

Показатели в РНГП могут быть уменьшены или увеличены по сравнению с СП 42.13330.2016 (примечание к п.11.31).

На территории жилой застройки рекомендуется предусматривать гостевые стоянки, предназначенные для посетителей жилой застройки, из расчета не менее 30 машино-мест на 1000 жителей, или РНГП (п.11.32 СП 42.13330.2016). То есть гостевые стоянки могут предусматриваться, а могут и не предусматриваться. Требование рекомендательное. При этом НГПГО г. Екатеринбург в действующей редакции требований по расчету мест на гостевых стоянках не содержат.

Что же касается выделения мест для МГН, то в соответствии с п.5.2.1 СП 59.13330.2020 на всех стоянках (парковках) общего пользования около или в объеме жилых зданий следует выделять не менее 10% машино-мест (но не менее одного места) для людей с инвалидностью, включая число специализированных машино-мест для транспортных средств (с габаритами по 5.2.4) инвалидов, в том числе передвигающихся на креслах-колясках.

Если читать норму буквально, то следует обратить внимание на то, что места выделаются на стоянках (парковках) общего пользования. А также не для МГН, а для людей с инвалидностью.

Парковка общего пользования - парковка (парковочное место), предназначенная для использования неограниченным кругом лиц (п.7 ст.3 ФЗ от 29.12.2017 N 443-ФЗ).

Согласно п.4.1 СП 59.13330.2020 документ подлежит выполнению при проектировании зданий, а также территорий общего пользования. Территория общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (п.12 ст.1 ГрК РФ).

То есть словосочетание "общего пользования" предполагает свободное пользование любым лицом без ограничений.

Исходя из этого и принимаются проектные решения в части обоснования мест, выделяемых для людей с инвалидностью.

П.5.2.1 СП 59.13330.2020 применим к открытым стоянкам, расположенным на земельном участке жилого дома, к которым не ограничен доступ.

Но, к примеру, для подземной автостоянки, встроенной в жилое здание, неприменение нормы можно обосновать.

Согласно п.4.10 СП 54.13330.2022 заданием на проектирование может быть не предусмотрено проживание инвалидов в жилом здании.

Если в жилом доме предусматривается подземная автостоянка, то согласно СП 113.13330.2016 (п.4.10) в ней могут предусматриваться только закрепленные за индивидуальными владельцами машино-места. Другими словами, парковка предназначена только для жильцов дома (п.5.6 СП 506.1311500.2021). И если согласно СП 54.13330.2022 квартиры для инвалидов не предусмотрены, то можно обосновать отсутствие необходимости предусматривать в подземной стоянке машино-места для транспорта инвалидов в соответствии с п.5.2.1 СП 59.13330.2020.

Но стоит еще учитывать практику самого региона и требования надзорных органов.

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
     Эксперт Плетцер Алина Станиславовна

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Техэксперт» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.