Стоянки для инвалидов выделяются на всех стоянках общего пользования
Вопрос:
Раннее в НГПГО - муниципального образования "город Екатеринбург" от 2015 года (пункт 43) для жилого дома было деление мест хранения автомобилей:
- для постоянного хранения автомобилей жителей (80%);
- для временного хранения автомобилей (20%).
В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для гостевых автостоянок жилых домов разрывы не устанавливаются.
В соответствии с СП 59.1330.2016 (пункт 5.2.1) - На стоянке (парковке) транспортных средств личного пользования, расположенной на участке около здания организации сферы услуг или внутри этого здания, следует выделять 10% машино-мест (но не менее одного места) для людей с инвалидностью, в том числе количество специализированных расширенных машино-мест для транспортных средств инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, определять расчетом. Расчет выполнялся от машиномест для гостевого хранения, не требующего соблюдения санитарного разрыва.
В соответствии с НГПГО - муниципального образования "город Екатеринбург" от 2021 года - для жилого дома нет деления на автопарковки для постоянного хранения автомобилей жителей (80%) и автопарковки временного (гостевого) хранения автомобилей жителей (20% не требующих соблюдения разрыва). Следовательно, все парковки по расчету - для постоянного хранения и требуют соблюдения разрыва до окон домов и до территории площадок для отдыха, игр и спорта, детских - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, таблица 7.1.1.
В соответствии с СП 59.1330.2020 (пункт 5.2.1) - парковки для МГН считаются от общего количества парковок.
Если в соответствии с НГПГО от 2021 года все парковки для постоянного хранения, следовательно парковки для МГН становятся тоже только парковками для постоянного хранения и от них необходимо предусматривать разрыва в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, таблица 7.1.1.
Если участок небольшой, то санитарный разрыв от парковок перекрывает всю территорию.
Для жилых домов теперь не предусматривать гостевые автостоянки? Только для постоянного хранения, исходя из НГПГО?
И как быть с автостоянками для МГН - они все для постоянного хранения становятся?
Ответ:
Устройство гостевых автостоянок рекомендуется, но не является обязательным.
Стоянки для инвалидов, в том числе для транспорта инвалидов на кресле-коляске, выделяются на всех стоянках общего пользования (независимо постоянного или временного хранения).
Обоснование:
В соответствии с п.11.31 СП 42.13330.2016 требуемое число машино-мест для хранения и паркования легковых автомобилей следует принимать в соответствии с требованиями настоящего свода правил (таблица 11.8 и приложение Ж). При наличии РНГП следует руководствоваться приведенными в них нормативными показателями.
Показатели в РНГП могут быть уменьшены или увеличены по сравнению с СП 42.13330.2016 (примечание к п.11.31).
На территории жилой застройки рекомендуется предусматривать гостевые стоянки, предназначенные для посетителей жилой застройки, из расчета не менее 30 машино-мест на 1000 жителей, или РНГП (п.11.32 СП 42.13330.2016). То есть гостевые стоянки могут предусматриваться, а могут и не предусматриваться. Требование рекомендательное. При этом НГПГО г. Екатеринбург в действующей редакции требований по расчету мест на гостевых стоянках не содержат.
Что же касается выделения мест для МГН, то в соответствии с п.5.2.1 СП 59.13330.2020 на всех стоянках (парковках) общего пользования около или в объеме жилых зданий следует выделять не менее 10% машино-мест (но не менее одного места) для людей с инвалидностью, включая число специализированных машино-мест для транспортных средств (с габаритами по 5.2.4) инвалидов, в том числе передвигающихся на креслах-колясках.
Если читать норму буквально, то следует обратить внимание на то, что места выделаются на стоянках (парковках) общего пользования. А также не для МГН, а для людей с инвалидностью.
Парковка общего пользования - парковка (парковочное место), предназначенная для использования неограниченным кругом лиц (п.7 ст.3 ФЗ от 29.12.2017 N 443-ФЗ).
Согласно п.4.1 СП 59.13330.2020 документ подлежит выполнению при проектировании зданий, а также территорий общего пользования. Территория общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (п.12 ст.1 ГрК РФ).
То есть словосочетание "общего пользования" предполагает свободное пользование любым лицом без ограничений.
Исходя из этого и принимаются проектные решения в части обоснования мест, выделяемых для людей с инвалидностью.
П.5.2.1 СП 59.13330.2020 применим к открытым стоянкам, расположенным на земельном участке жилого дома, к которым не ограничен доступ.
Но, к примеру, для подземной автостоянки, встроенной в жилое здание, неприменение нормы можно обосновать.
Согласно п.4.10 СП 54.13330.2022 заданием на проектирование может быть не предусмотрено проживание инвалидов в жилом здании.
Если в жилом доме предусматривается подземная автостоянка, то согласно СП 113.13330.2016 (п.4.10) в ней могут предусматриваться только закрепленные за индивидуальными владельцами машино-места. Другими словами, парковка предназначена только для жильцов дома (п.5.6 СП 506.1311500.2021). И если согласно СП 54.13330.2022 квартиры для инвалидов не предусмотрены, то можно обосновать отсутствие необходимости предусматривать в подземной стоянке машино-места для транспорта инвалидов в соответствии с п.5.2.1 СП 59.13330.2020.
Но стоит еще учитывать практику самого региона и требования надзорных органов.
Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Плетцер Алина Станиславовна
Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Техэксперт» в рамках стандарта обслуживания.
Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.