Консультация дня
Реклама медицинского изделияВсе консультации

Реклама медицинского изделия: упоминание имен третьих лиц

Вопрос:

Российская организация намеревается снять рекламный ролик своей продукции (медицинское изделие) для размещения на Youtube, упомянув фразу в ролике: "Что общего у Ксении Собчак и певицы Пинк - они пользуются (пользовались) продукцией торговой марки Х". Можно ли использовать такую формулировку? Есть ли риски для российской организации?

Ответ:

Другие лица вправе использовать имя или псевдоним гражданина в творческой деятельности, предпринимательской или иной экономической деятельности только с согласия этого гражданина.

Обоснование:

Имя физического лица или его псевдоним могут быть использованы с согласия этого лица другими лицами в их творческой деятельности, предпринимательской или иной экономической деятельности способами, исключающими введение в заблуждение третьих лиц относительно тождества граждан, а также исключающими злоупотребление правом в других формах (пункт 4 статьи 19 Гражданского кодекса РФ).

Вред, причиненный гражданину в результате нарушения его права на имя или псевдоним, подлежит возмещению в соответствии с ГК РФ.

При искажении имени гражданина либо при использовании имени способами или в форме, которые затрагивают его честь, умаляют достоинство или деловую репутацию, гражданин вправе требовать опровержения, возмещения причиненного ему вреда, а также компенсации морального вреда (пункт 5 статьи 19 ГК РФ).

Следовательно, для правомерного использования имени гражданина в коммерческих (в частности, рекламных) целях необходимо получить его согласие, например, на основании возмездного договора. В противном случае (и, соответственно, в случае осведомленности знаменитостей о нарушении их прав) организация рискует оказаться ответчиком по делу о компенсации морального вреда (статья 151 ГК РФ), по делу о защите чести, достоинства и деловой репутации (предмет - требование гражданина опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности, удаления соответствующей информации, см. статью 152 ГК РФ).

Кроме того, в силу части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" при производстве, размещении и распространении любой рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства.

Соответственно, производство и размещение рекламы, которой нарушены вышеприведенные требования гражданского законодательства, является нарушением и законодательства о рекламе.

Кроме того, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами (пункт 10 части 3 статьи 5 Закона N 38-ФЗ). Соответственно, фраза об использовании знаменитостью товара может быть расценена как не соответствующая фактическим обстоятельствам рекомендация товара, а организация - оштрафована (по статье 14.3 КоАП РФ "Нарушение законодательства о рекламе").

Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) (часть 2 статьи 38 Закона N 38-ФЗ).

Даже если знаменитость не узнает о нарушении своих прав, обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя вправе антимонопольный орган (часть 3 статьи 38 Закона N 38-ФЗ).

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Лисицкая Ольга Сергеевна

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник бухгалтера» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.