Консультация дня
Обоснование ценыВсе консультации

Обоснование цены контракта и приемка товара по Закону 44-ФЗ и Закону 94-ФЗ

Вопрос:

Просим дать разъяснения со ссылкой на нормативные документы по следующим вопросам:

  1. Необходимо ли обоснование начально-максимальной цены контракта путем сопоставления 3 коммерческих предложений при проведении закупки у единственного поставщика по ст.93 п.4 Федерального закона 44 от 05.04.2013, а также заключение экспертизы и акт приемки товара по этим же договорам в 2014 году?
  2. Необходимо ли обоснование при расчете начально-максимальной цены контракта путем сопоставления 3 коммерческих предложений при проведении закупки у единственного поставщика до 100 т.р., заключенных на основании Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" а также заключение экспертизы и акт приемки товара по этим же договорам в 2014 году?

Ответ:

Разъяснения по вопросам приведены в обосновании вывода.

Обоснование:

1. В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом N 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного метода или нескольких описанных в данной статье методов.

В соответствии с частью 4 статьи 93 Закона 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.

Каких-либо исключений, в том числе при применении пункта 4 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ, законом на момент вступления его в силу предусмотрено не было, следовательно, заказчик обязан был обосновывать в контракте цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком, в любом случае.

Однако Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ, вступившим в силу со дня его официального опубликования (с 04.06.2014), были внесены изменения, согласно которым требование о включении в контракт расчета и обоснования цены контракта не распространяется в том числе на случай осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, с указанной даты в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заказчик в силу прямого указания закона не обязан обосновывать цену контракта ни в контракте, ни в отчете, предусмотренном частью 3 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

Вместе с тем отмечаем, что в соответствии с частью 2 статьи 114 Закона N 44-ФЗ с 1 января 2016 года вступает в силу статья 18 Закона N 44-ФЗ, согласно которой заказчики обосновывают НМЦК при формировании плана-графика.

Что касается экспертизы поставленного товара, то согласно части 3 статьи 94 Закона N 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

Случаи, когда заказчик не обязан привлекать к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов или экспертные организации, включают закупки, осуществляемые у единственного контрагента на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ (часть 4 статьи 94 Закона N 44-ФЗ).

То есть проведение экспертизы товара, поставленного по контракту, заключенному на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, обязательно, просто заказчик вправе проводить такую экспертизу самостоятельно, без привлечения третьих лиц. В таком случае именно акт приемки будет свидетельствовать о проведенной своими силами экспертизе.

Так, исходя из положений части 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ в случае проведения экспертизы силами заказчика приемка результатов контракта оформляется любым документом о приемке, подтверждающим соответствие качества товара (работы, услуги) условиям контракта, который подписывается заказчиком (а в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком). Иных документов для оформления результатов экспертизы составлять не требуется (пункт 78 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 NN Д28И-1889, письма Минэкономразвития от 23.07.2015 N Д28и-2130 и от 15.05.2015 N Д28и-1377).

2. В силу части 2 статьи 19.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.

Заключение контракта по результатам размещения заказа у единственного поставщика приведенной нормой не охватывалось.

Таким образом, Закон N 94-ФЗ не регулировал вопросы определения цены контракта с единственным контрагентом, не предусматривая обязанности обоснования цены контракта заказчиком.

Согласно части 12 статьи 9 Закона N 94-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте. Для проверки соответствия качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным контрактом, заказчик вправе привлекать независимых экспертов, выбор которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Таким образом, по контрактам, заключенным по Закону N 94-ФЗ, порядок осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества является обязательным условием контракта, стороны сами определяют такой порядок, в том числе порядок составления и подписания соответствующего подтверждающего документа - например, акта о приемке. Привлечение же независимых экспертов для всех случаев закупок - право, но не обязанность заказчика.

Лисицкая О.С.,

эксперт по гражданскому, корпоративному и трудовому праву

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник юриста» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.